Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

стивенсон роберт луис

Энциклопедический словарь

Сти́венсон Роберт Луис (Stevenson) (1850-1894), английский писатель. Представитель неоромантизма. Мастер приключенческого романа: «Остров сокровищ» (1883), в котором психологически убедительны напряжённые сюжетные коллизии, «Похищенный» (1886), «Катриона» (1893). Исторические романы «Чёрная стрела» (1888), «Сент-Ив» (издание 1897). Тема «двойничества» в психологическом романе «Странная история доктора Джекиля и мистера Хайда» (1886).

* * *

СТИВЕНСОН Роберт Луис - СТИ́ВЕНСОН (Stevenson) Роберт Луис (13 ноября 1850, Эдинбург - 3 декабря 1894, остров Уполу, архипелаг Самоа), шотландский писатель.

Дед, отец и дядя Стивенсона были инженерами, изобретателями, строителями маяков; мать принадлежала к старому родовитому клану Бальфуров. Стивенсон учился на инженера, потом на адвоката, но в конце концов избрал литературную стезю.

Его судьба отмечена самоутверждением перед лицом трудных, а то и роковых обстоятельств. Он долго искал свой путь в литературе и только в самые последние годы жизни стал преуспевающим автором - первым в британской литературе профессиональным писателем, живущим литературным трудом. Он полюбил разведенную американку с двумя детьми и женился на ней, вопреки воле отца. Вся жизнь его, можно сказать, протекала под знаком унаследованного от матери недуга легких, а с началом кровохаркания в 1879 - под знаком смерти.

Первым печатным выступлением Стивенсона стала брошюра «Пентлендское восстание», изданная на деньги отца в ста экземплярах (1866). Но подлинным дебютом стала публикация эссе «О дорогах», опубликованное в одном из журналах в 1873 (с тех пор почти все свои художественные произведения он сначала «пропускал» через периодику и лишь затем печатал отдельными изданиями). Славу ему принес «Остров сокровищ» (1882), упрочили исторический роман «Черная стрела» (1883) и сборник «Детский цветник стихов» (1885). Уже маститым автором он после кончины отца предпринял на завещанные им деньги путешествие вместе с матерью и семьей в Америку. Оттуда они отправились в долгое плавание по Южным морям.

В январе 1890. Стивенсон купил участок земли на острове Уполу и построил там дом. На Самоа состояние писателя значительно улучшилось, мать и жена тоже чувствовали себя хорошо. Местные жители не просто уважали - почитали Стивенсона и дали ему имя Тузитала, что на местном языке означало «Сказитель». Стивенсон стал всемирно известным автором, да и работалось ему на редкость успешно. В этот последний период жизни он многое написал, в том числе «Владетеля Баллантрэ» (1889), проникновенное бескомпромиссное исследование исторической драмы Шотландии и национального характера «изнутри»; «Катриону» (1893), роман о приключениях и юной любви, продолжение истории Дэвида Бальфура, начатой в «Похищенном» (1886); оставшийся неоконченным роман «Уир Гермистон», который, по мнению многих, мог бы стать его лучшей книгой. Здесь, на пике творческого взлета, его и настигла скоропостижная легкая смерть от инсульта.

Великий роман приключений

На написание «Острова сокровищ» Стивенсона натолкнула нарисованная им карта некоего загадочного острова, где захоронен клад, и настойчивые просьбы пасынка-школьника Ллойда Осборна, впоследствии друга и литературного секретаря Стивенсона, придумать про эту карту и рассказать «историю». Так возникло захватывающее повествование, вобравшее почти все, что ныне связывается с представлением о приключенческом жанре: опасное плавание, затерянный остров с брошенным на нем человеком, пираты, проклятый клад, тайный заговор, невероятные зигзаги интриги и прочее, вплоть до застревающих в памяти фраз, годных на разные случаи жизни. «Удачу Билли Бонсу», например, или «Мертвые не кусаются», или слова зловещей пиратской песни: «Пятнадцать человек на сундук мертвеца, / Йо-хо-хо, и бутылка рому!»

Классический приключенческий роман, из лучших (если не лучший) в мировой литературе, «Остров сокровищ» востребован во все времена не только из-за непревзойденной фабулы, но и благодаря ярким, очень разным и в то же время безошибочно шотландским характерам юного повествователя Джима Хокинса, доктора Ливси, сквайра Трелони и других. Тут не найти не то что двух похожих шотландцев - двух похожих пиратов. И самый завораживающий, наделенный, при том что воплощает зло, некоей притягательной силой персонаж романа - одноногий Джон Сильвер, бывший квартирмейстер капитана Флинта, слывшего жестоким даже по отнюдь не вегетарианским пиратским меркам. Прототипом этого велеречивого, безжалостного, однако умудренного в житейском плане авантюриста был друг писателя - поэт, издатель и критик Уильям Хенли (см. ХЕНЛИ Уильям Эрнест), лишившийся ноги из-за костного туберкулеза. Характер Хенли Стивенсон, по его словам, подверг «психологической хирургии», для чего понадобилось «…откинуть его (прототипа) утонченность и все достоинства высшего порядка, ничего ему не оставить, кроме его силы, храбрости, сметливости и неистребимой общительности, и попытаться найти им воплощение где-то на уровне, доступном неотесанному мореходу».

Неодномерность характеров

Сильвер тем и привлекает, что это неодномерный характер. Двойственность человеческой натуры, ее неоднозначность интриговала Стивенсона. По настоянию Хенли и в расчете на успех они вместе написали драму «Дикон Броуди» (1878) о почтенном и набожном краснодеревщике, который днем занимался своим ремеслом, а по ночам - грабежами со взломом. Этот тип занимал Стивенсона еще в отрочестве - как наглядное и исторически достоверное соединение взаимоисключающих, казалось бы, начал в одном человеке. Работа над пьесой оживила его интерес к парадоксу двойничества, а увиденный впоследствии кошмарный сон помог сложиться замыслу. Стивенсону, по его словам, приснилось, как запертый в комнате человек выпивает эликсир и становится другим существом. В итоге возникла повесть «Странная история доктора Джекила и мистера Хайда» (1886) - о враче, который изобретает снадобье, позволяющее ему превращаться в человеческое воплощение своих дурных качеств. Это воплощение доктор Джекил назвал мистером Хайдом. В конечном итоге изобретение погубило изобретателя, а повесть осталась одной из лучших в мировой литературе философских притч о двойничестве. Наряду с чудовищем Франкенштейном (см. ШЕЛЛИ Мэри) и вампиром Дракулой (см. СТОКЕР Брэм) раздваивающийся доктор Джекил/мистер Хайд стал культовым персонажем мирового кинематографа ужасов.

Неоромантик

Стивенсону и ряду младших его современников - Майн Риду (см. РИД Томас Майн), Г. Р. Хаггарду (см. ХАГГАРД Генри Райдер), Дж. Конраду (см. КОНРАД Джозеф), Б. Стокеру (см. СТОКЕР Брэм), А. Конану Дойлу (см. КОНАН ДОЙЛ АРТУР), отчасти Киплингу (см. КИПЛИНГ Джозеф Редьярд) - обязано своим существованием течение, получившее на Британских островах название «неоромантизм (см. НЕОРОМАНТИЗМ)». Неоромантики тяготели к сложным и необычным сюжетам, неординарным характерам, экзотике места и обстоятельств действия. Они не принимали житейского уклада, догматической морали и размеренной скуки буржуазного существования второй половины 19 века. Если они и обращались к современной им британской действительности, то под их пером, как в произведениях Конана Дойла о Шерлоке Холмсе, она представала не прозаической, будничной, а сенсационной своей стороной.

Неоромантизм Стивенсона был особого свойства. Его персонажи и в самых фантастических обстоятельствах действуют в строгом соответствии со своими характерами. Стивенсон соединил психологическую прозу с приключенческой и фантастической, и в этом особое очарование его лучших творений. Здесь он выступал предтечей Конрада, который, развивая его открытия, явил в аналогичном экзотическом обрамлении рафинированный, изощреннейший психологизм.

Энциклопедия Кольера

СТИВЕНСОН Роберт Луис (Stevenson, Robert Louis)

РОБЕРТ ЛУИС СТИВЕНСОН с гавайским королем Калакауа.

РОБЕРТ ЛУИС СТИВЕНСОН с гавайским королем Калакауа.

(1850-1894), английский писатель шотландского происхождения. Родился 13 ноября 1850 в Эдинбурге. После окончания школы поступил в Эдинбургский университет. Остановив свой выбор на юриспруденции, получил звание адвоката, но едва ли когда-нибудь занимался практикой. В 1873-1879 жил преимущественно во Франции на скудные заработки подающего надежды литератора и редкие денежные переводы из дома. Совершил путешествие на байдарке по рекам Франции, описанное в его первой опубликованной книге Путешествие в глубь страны (An Inland Voyage, 1878), и пеший поход, описанный в Путешествии с ослом в Севенны (Travels with a Donkey in the Cvennes, 1879). В деревушке Грез, куда съезжались художники, встретил Франсес Матильду (Вандегрифт) Осборн, американку старше его на десять лет, увлекавшуюся живописью. Разъехавшись с мужем, она жила с детьми в Европе. Стивенсон горячо полюбил ее, и как только развод был получен, 19 мая 1880 влюбленные сочетались браком в Сан-Франциско. Их совместная жизнь была отмечена неусыпной заботой Фанни о болезненном муже. Стивенсон подружился с ее детьми, а впоследствии его пасынок (Сэмюэл) Ллойд Осборн стал соавтором трех его книг: Ошибка (The Wrong Box, 1889), Отлив (The Ebb-Tide, 1894) и Потерпевшие кораблекрушение (The Wrecker, 1892). В 1880 Стивенсону был поставлен диагноз - туберкулез. В поисках целительного климата он посетил Швейцарию, юг Франции, Борнмут (Англия) и в 1887-1888 Саранак-Лейк в штате Нью-Йорк. Отчасти из-за плохого здоровья, отчасти чтобы собрать материал для очерков, Стивенсон с женой, матерью и пасынком отправился на яхте в южные области Тихого океана. Они посетили Маркизские острова, Туамоту, Таити, Гаваи, Микронезию и Австралию и приобрели участок земли на Самоа, экономии ради решив надолго обосноваться в тропиках. Свое владение он назвал Вайлима (Пятиречье). Климат острова пошел ему на пользу: в просторном плантаторском доме в Вайлиме были написаны некоторые из лучших его произведений. В том же доме 3 декабря 1894 он скоропостижно скончался. Почитатели-самоанцы похоронили его на вершине соседней горы. На могильной плите начертаны слова из его знаменитого Завещания ("Под необъятным звездным небом"). Успех известных книг Стивенсона отчасти объясняется увлекательностью затронутых в них тем: пиратские приключения в Острове сокровищ (Treasure Island, 1883), фантастика ужасов в Странной истории доктора Джекила и мистера Хайда (The Strange Case of Dr. Jekyll and Mr. Hyde, 1886) и детская восторженность в Детском цветнике стихов (A Child's Garden of Verses, 1885). Однако помимо этих достоинств следует отметить стремительный рисунок характера Джона Сильвера, плотность слога в Докторе Джекиле и мистере Хайде, блестки иронии в Детском цветнике стихов, свидетельствующие о разносторонности его таланта. Свою литературную деятельность он начал с чрезвычайно ценимых в ту пору эссе, написанных в непринужденной форме, и никогда не изменял этому жанру. Его статьи о писателях и писательском искусстве - Скромное возражение (A Humble Remonstrance, 1884), Сновидения (Dreams, 1888), О некоторых технических элементах литературного стиля (On Some Technical Elements of Style in Literature, 1885) и др. - сближают его с Г.Джеймсом. В путевых заметках Путешествие с ослом, Скваттеры Сильверадо (The Silverado Squatters, 1883) и В Южных морях (In the South Seas, 1890) мастерски воссоздан местный колорит, к тому же последние представляют особый интерес для исследователей. Малоизвестные литературные анекдоты Стивенсона стоят в ряду самых едких, остроумных и лаконичных в английской литературе. Стихи он писал от случая к случаю и редко относился к ним серьезно. Чтобы проникнуть в мир некоторых произведений Стивенсона - Похищенный (Kidnapped, 1886) и его продолжение Катриона (Catriona, 1893; журнальный вариант Дэвид Бэлфур - David Balfour), Владетель Баллантрэ (The Master of Ballantrae, 1889), Веселые молодцы (The Merry Men, 1882), Окаянная Дженет (Thrawn Janet, 1881), - читателю потребуется хотя бы поверхностное знакомство с языком и историей Шотландии. Почти все они - за исключением Окаянной Дженет, маленькой жемчужины в жанре рассказов о привидениях, - написаны неровно. Черную стрелу (The Black Arrow, 1883) и Сент-Ив (St. Ives, 1897) можно отнести к числу явных неудач. Ошибка и Клуб самоубийц (The Suicide Club, 1878), а также рассказы, являющиеся их продолжением (некоторые написаны в соавторстве с Фанни), не всем придутся по вкусу. Однако Берег Фалеза (The Beach of Falesa) - один из лучших рассказов, когда-либо написанных о Южных морях, и чрезвычайно занимательны нередко печатавшиеся вместе с ним островные фантазии Сатанинская бутылка (The Bottle Imp, 1891) и Остров голосов (The Isle of Voices, 1893). Принято считать, что Уир Гермистон (Weir of Hermiston, 1896) мог бы стать одним из великих романов 19 в., однако Стивенсон успел закончить лишь треть книги.

ЛИТЕРАТУРА

Олдингтон Р. Стивенсон. М., 1973 Стивенсон Р.Л. Собрание сочинений, тт. 1-5. М., 1981 Набоков В.В. Р.Л.Стивенсон. - В кн.: Набоков В.В. Лекции по зарубежной литературе. М., 1998

Полезные сервисы