Сти́венсон Роберт Луис (Stevenson) (1850-1894), английский писатель. Представитель неоромантизма. Мастер приключенческого романа: «Остров сокровищ» (1883), в котором психологически убедительны напряжённые сюжетные коллизии, «Похищенный» (1886), «Катриона» (1893). Исторические романы «Чёрная стрела» (1888), «Сент-Ив» (издание 1897). Тема «двойничества» в психологическом романе «Странная история доктора Джекиля и мистера Хайда» (1886).
* * *
СТИВЕНСОН Роберт Луис - СТИ́ВЕНСОН (Stevenson) Роберт Луис (13 ноября 1850, Эдинбург - 3 декабря 1894, остров Уполу, архипелаг Самоа), шотландский писатель.
Дед, отец и дядя Стивенсона были инженерами, изобретателями, строителями маяков; мать принадлежала к старому родовитому клану Бальфуров. Стивенсон учился на инженера, потом на адвоката, но в конце концов избрал литературную стезю.
Его судьба отмечена самоутверждением перед лицом трудных, а то и роковых обстоятельств. Он долго искал свой путь в литературе и только в самые последние годы жизни стал преуспевающим автором - первым в британской литературе профессиональным писателем, живущим литературным трудом. Он полюбил разведенную американку с двумя детьми и женился на ней, вопреки воле отца. Вся жизнь его, можно сказать, протекала под знаком унаследованного от матери недуга легких, а с началом кровохаркания в 1879 - под знаком смерти.
Первым печатным выступлением Стивенсона стала брошюра «Пентлендское восстание», изданная на деньги отца в ста экземплярах (1866). Но подлинным дебютом стала публикация эссе «О дорогах», опубликованное в одном из журналах в 1873 (с тех пор почти все свои художественные произведения он сначала «пропускал» через периодику и лишь затем печатал отдельными изданиями). Славу ему принес «Остров сокровищ» (1882), упрочили исторический роман «Черная стрела» (1883) и сборник «Детский цветник стихов» (1885). Уже маститым автором он после кончины отца предпринял на завещанные им деньги путешествие вместе с матерью и семьей в Америку. Оттуда они отправились в долгое плавание по Южным морям.
В январе 1890. Стивенсон купил участок земли на острове Уполу и построил там дом. На Самоа состояние писателя значительно улучшилось, мать и жена тоже чувствовали себя хорошо. Местные жители не просто уважали - почитали Стивенсона и дали ему имя Тузитала, что на местном языке означало «Сказитель». Стивенсон стал всемирно известным автором, да и работалось ему на редкость успешно. В этот последний период жизни он многое написал, в том числе «Владетеля Баллантрэ» (1889), проникновенное бескомпромиссное исследование исторической драмы Шотландии и национального характера «изнутри»; «Катриону» (1893), роман о приключениях и юной любви, продолжение истории Дэвида Бальфура, начатой в «Похищенном» (1886); оставшийся неоконченным роман «Уир Гермистон», который, по мнению многих, мог бы стать его лучшей книгой. Здесь, на пике творческого взлета, его и настигла скоропостижная легкая смерть от инсульта.
Великий роман приключений
На написание «Острова сокровищ» Стивенсона натолкнула нарисованная им карта некоего загадочного острова, где захоронен клад, и настойчивые просьбы пасынка-школьника Ллойда Осборна, впоследствии друга и литературного секретаря Стивенсона, придумать про эту карту и рассказать «историю». Так возникло захватывающее повествование, вобравшее почти все, что ныне связывается с представлением о приключенческом жанре: опасное плавание, затерянный остров с брошенным на нем человеком, пираты, проклятый клад, тайный заговор, невероятные зигзаги интриги и прочее, вплоть до застревающих в памяти фраз, годных на разные случаи жизни. «Удачу Билли Бонсу», например, или «Мертвые не кусаются», или слова зловещей пиратской песни: «Пятнадцать человек на сундук мертвеца, / Йо-хо-хо, и бутылка рому!»
Классический приключенческий роман, из лучших (если не лучший) в мировой литературе, «Остров сокровищ» востребован во все времена не только из-за непревзойденной фабулы, но и благодаря ярким, очень разным и в то же время безошибочно шотландским характерам юного повествователя Джима Хокинса, доктора Ливси, сквайра Трелони и других. Тут не найти не то что двух похожих шотландцев - двух похожих пиратов. И самый завораживающий, наделенный, при том что воплощает зло, некоей притягательной силой персонаж романа - одноногий Джон Сильвер, бывший квартирмейстер капитана Флинта, слывшего жестоким даже по отнюдь не вегетарианским пиратским меркам. Прототипом этого велеречивого, безжалостного, однако умудренного в житейском плане авантюриста был друг писателя - поэт, издатель и критик Уильям Хенли (см. ХЕНЛИ Уильям Эрнест), лишившийся ноги из-за костного туберкулеза. Характер Хенли Стивенсон, по его словам, подверг «психологической хирургии», для чего понадобилось «…откинуть его (прототипа) утонченность и все достоинства высшего порядка, ничего ему не оставить, кроме его силы, храбрости, сметливости и неистребимой общительности, и попытаться найти им воплощение где-то на уровне, доступном неотесанному мореходу».
Неодномерность характеров
Сильвер тем и привлекает, что это неодномерный характер. Двойственность человеческой натуры, ее неоднозначность интриговала Стивенсона. По настоянию Хенли и в расчете на успех они вместе написали драму «Дикон Броуди» (1878) о почтенном и набожном краснодеревщике, который днем занимался своим ремеслом, а по ночам - грабежами со взломом. Этот тип занимал Стивенсона еще в отрочестве - как наглядное и исторически достоверное соединение взаимоисключающих, казалось бы, начал в одном человеке. Работа над пьесой оживила его интерес к парадоксу двойничества, а увиденный впоследствии кошмарный сон помог сложиться замыслу. Стивенсону, по его словам, приснилось, как запертый в комнате человек выпивает эликсир и становится другим существом. В итоге возникла повесть «Странная история доктора Джекила и мистера Хайда» (1886) - о враче, который изобретает снадобье, позволяющее ему превращаться в человеческое воплощение своих дурных качеств. Это воплощение доктор Джекил назвал мистером Хайдом. В конечном итоге изобретение погубило изобретателя, а повесть осталась одной из лучших в мировой литературе философских притч о двойничестве. Наряду с чудовищем Франкенштейном (см. ШЕЛЛИ Мэри) и вампиром Дракулой (см. СТОКЕР Брэм) раздваивающийся доктор Джекил/мистер Хайд стал культовым персонажем мирового кинематографа ужасов.
Неоромантик
Стивенсону и ряду младших его современников - Майн Риду (см. РИД Томас Майн), Г. Р. Хаггарду (см. ХАГГАРД Генри Райдер), Дж. Конраду (см. КОНРАД Джозеф), Б. Стокеру (см. СТОКЕР Брэм), А. Конану Дойлу (см. КОНАН ДОЙЛ АРТУР), отчасти Киплингу (см. КИПЛИНГ Джозеф Редьярд) - обязано своим существованием течение, получившее на Британских островах название «неоромантизм (см. НЕОРОМАНТИЗМ)». Неоромантики тяготели к сложным и необычным сюжетам, неординарным характерам, экзотике места и обстоятельств действия. Они не принимали житейского уклада, догматической морали и размеренной скуки буржуазного существования второй половины 19 века. Если они и обращались к современной им британской действительности, то под их пером, как в произведениях Конана Дойла о Шерлоке Холмсе, она представала не прозаической, будничной, а сенсационной своей стороной.
Неоромантизм Стивенсона был особого свойства. Его персонажи и в самых фантастических обстоятельствах действуют в строгом соответствии со своими характерами. Стивенсон соединил психологическую прозу с приключенческой и фантастической, и в этом особое очарование его лучших творений. Здесь он выступал предтечей Конрада, который, развивая его открытия, явил в аналогичном экзотическом обрамлении рафинированный, изощреннейший психологизм.